Психологические особенности детей 10-12 лет в переходный период (5-6 классы)

 

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления (мышления в понятиях) в доступных учащимся этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. "память становится мыслящей, а восприятие думающим". К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы такие новообразования, как произвольность, способность к саморегуляции, рефлексия (обращенность на себя). Развитие рефлексии меняет взгляд детей на окружающий мир, заставляет, может быть, впервые не просто принимать на веру все то, что они в готовом виде получают от взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды, мнения.

В подростковом возрасте возникает новый тип взаимоотношений между детьми и взрослыми. Подросток претендует на самостоятельность, на уважение к себе. Меняется в этот период и отношение детей к дружбе, товариществу, возрастает потребность в общении со сверстниками. Это явление объясняется тем, что у подростка формируются новые ценности, которые понятны и ближе сверстнику, нежели взрослому. Существенно меняется характер самооценки школьников этого возраста. Резко возрастает количество негативных самооценок. Недовольство собой у детей распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебу.

Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.

Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

Как любить своего ребенка

 

Правило первое

Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

 

Правило второе

Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье

Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвертое

Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для положительного подражания каждый день.

Правило пятое

Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

Трудности в общении с ребенком

 

Типы плохого поведения. В чем проявляются. Как исправить поведение ребенка.

 

Цель, которую неосознаннопреследует ребенок

Поведениеребенка

Реакциявзрослых

Ответ ребенкана реакциювзрослых

Рекомендации

1. Привлечь к себевнимание

Ноет, шумит, встревает вразговор, неслушается и др.

Обращают внимание ираздражаются

Прекращает навремя, затемснова начинает

1.Игнорировать

2. Обращать внимание, когда ведет себя хорошо

3. Задать

вопрос: "Может быть ты хочешь, чтобы я обратил (а) на тебя внимание?"

2. Показать, что имеет власть над другими

Отказывается делать то, что от него хотят

Пытается использовать свою власть, чтобы заставить что-то сделать, начинает сердиться

Упрямится или усиливает неповиновение

Избегать борьбы за власть

3. Отплатить, отомстить, взять реванш

Вредит или портит вещи, может оскорбить

Считают ребенка подлым и злым, чувствуют гнев, обиду

Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это

Не показывать свои гнев и обиду

4. Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность

Неспособен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи

Соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен

Остается беспомощным

Проверить способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят

Отношения с взрослеющим ребенком

 

Для того, чтобы оптимизировать Ваши взаимоотношения с взрослеющим ребенком,  психологи рекомендуют:

  1. Изменить стиль отношения к подростку, отбросить прежние формы общения, приемлемые для ребенка, но неприемлемые для подростка.
  2. Говорите с подростком уважительным тоном - как с тем, с мнением которого считаются.
  3. Терпеливо относитесь к вспышкам и спокойно объясняйте, что такое поведение недостойно взрослого парня или девушки.
  4. Очень полезны дискуссии, но желательно, чтобы в них Вы не всегда держали верх, были победителями. Доказывая то или иное положение, признайте правоту сына или дочери в каком-то пункте, а вместе с тем покажите и его непоследовательность в суждениях.
  5. Основной метод воздействия на подростков - убеждения типа доказательства, а также косвенного внушения.
  6. На промахах и ошибках подростка учите тому, чтобы придерживался совета старших, проявлял терпение.
  7. Содействуйте осознанию, углублению интересов, увлечений (социально приемлемых).
  8. Не ослабляйте интереса к внеурочной школьной деятельности, классным мероприятиям.
  9. Осторожно и умело регулируйте выбор друзей. Как бы невзначай раскрывайте сыну или дочери глаза на положительные и отрицательные качества его друзей, поговорите о последствиях дурных влияний. Воспитывайте волю и уверенность в себе - барьеры против нежелательных внушений.
  10. Оценивайте не личность подростка, а его поступки. Говорите на языке чувств (не «ты - негодяй», а «твой поступок меня расстроил, я переживаю, испытываю горечь, негодование...»).
  11. Старайтесь обеспечить единство требований всех членов семьи; единство требований в семье и школе.
  12. Постарайтесь исключить непоследовательность требований (когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.)

 

Помните! Стиль взаимодействия, складывающийся у подростка с родителями, отражается и на отношениях с другими людьми.

 

Меню сайта
Форма входа
Великобритания
Календарь
«  Февраль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
Новости сайта
Новые фото [3]
Новые видео [4]
Новые статьи [10]
Новые учебные пособия [1]
Материалы для скачивания [2]
Конкурсы [1]
Новые ссылки [1]
В этой категории вы будете иметь возможность познакомиться с сайтами, посвященными изучению английского языка.
Мини опрос
Сколько уроков английского языка в неделю вы хотели бы посещать?
Всего ответов: 29
Статистика сайта
Закладки
Каталог Интернета s-catalog Сайт
конкурс сайтовШкольно-Студенческая социальная Сеть! Конкурс образовательных сайтов. Сайты для учителей. Презентации для учителей по всем предметам